Яндекс.Метрика
Продукты и Услуги > Верификация абонентского оборудования ШПД
Верификация абонентского оборудования ШПД

Абонентское оборудование ШПД
Экспансия технологий проводного (xDSL, GPON, GEPON) и беспроводного широкополосного доступа (Wi-Fi, WiMAX) и активное внедрение услуг Triple Play, включающих в себя доступ к Интернет, IPTV, а так же телефонию на базе сетевой инфраструктуры NGN и протокола SIP, приводит к необходимости использования новых типов абонентского оборудования. К основным типам абонентского оборудования для доступа к современным и технологичным услугам связи относятся: многофункциональные абонентские шлюзы (xDSL-модемы, ONT) и терминальное оборудование (аппаратные и программные SIP-телефоны, SIP-видеотелефоны, двухрежимные 3G/Wi-Fi (или WiMAX) телефоны и коммуникаторы/смартфоны, Set-top-box и др). Необходимо отметить, что модельный ряд оборудования ШПД (особенно абонентских шлюзов), предлагаемый оператором для доступа к услугам Triple Play, сильно ограничен или жестко привязан к услугам связи ("модель, производитель" - "пакет услуг связи"). Доступное в свободной продаже для абонента на рынке или предлагаемое оператором оборудование ШПД при заключении договора на оказание услуг, как правило, является сертифицированным или имеет декларацию соответствия для использования в сетях связи общего пользования.

Проблемы интеграции абонентского оборудования ШПД в реальное сетевое окружение сети оператора фиксированной связи
Практика показывает, что в ряде случаев наличие необходимых сертификатов и деклараций соответствия не гарантирует корректную и/или стабильную работу абонентского оборудования ШПД в реальном сетевом окружении NGN оператора сети фиксированной связи при предоставлении услуг. Это приводит к увеличению числа обращений абонентов в службу технической поддержки по поводу плохого или неудовлетворительного качества предоставления услуг (особенно услуги телефонии), что особенно критично при массовом предоставлении услуг. Для решения данной проблемы необходимо проведение работ по определению причин деградации качества услуги службой технической эксплуатации, которые сводятся к определению "проблемного" сегмента или узла сети, включая абонентское оборудование ШПД, т.к. оно входит в зону ответственности оператора.

Инфраструктурные требования
В каждом реализуемом проекте, сетевая инфраструктура NGN оператора фиксированной сети связи предъявляет уникальные требования к абонентскому оборудованию ШПД, поэтому выбор соответствующего оборудования не всегда является тривиальной задачей. Требования со стороны сетевой инфраструктуры NGN, оказывающие существенное влияние на выбор абонентского оборудования, определяются:

  • комплексом оборудования NGN;
  • используемой сервисной моделью доступа;
  • политикой обеспечения QoS для различных услуг;
  • перечнем предоставляемых услуг связи;
  • системой конфигурирования (provisioning) абонентского оборудования и терминалов.

 

Влияние абонентского оборудования ШПД на качество услуг
Для выполнения требований Приказа №113 оператору необходимо обеспечить устойчивое функционирование сети и соответствие нормам на показатели качества функционирования сети и представления услуг. При предоставлении услуг связи "от абонента до абонента" нельзя исключать непосредственное влияние абонентского оборудования ШПД. Важным аспектом интеграции абонентского оборудования в реальное сетевое окружение является максимальное соответствие сетевых и функциональных возможностей абонентского оборудования предъявляемым требованиям со стороны сетевой инфраструктуры NGN, а так же качество реализации алгоритмов кодирования речи и видео. В настоящее время, процесс внедрения абонентских устройств на сети оператора связи не является эффективным:

  • поставляется небольшая партия устройств (сертифицированных, адаптированных под сеть оператора);
  • осуществляется предварительное (и порой не комплексное) тестирование службами технической эксплуатации;
  • производятся массовые поставки;
  • выявляются (на основании жалоб абонентов) проблемы в функционировании или качестве услуг в период эксплуатации;
  • производитель обновляет "прошивку" оборудования и передает (зачастую без оформления официального акта сдачи-приемки) оператору связи;
  • персонал службы технической эксплуатации проводит очередное тестирование и обновление "прошивки" у абонентов.
  • и далее процесс повторяется с выходом каждой новой "прошивки".

Использование ресурсов служб технической эксплуатации на указанных этапах не рационально.

Верификация абонентского оборудования ШПД: возможности для операторов и поставщиков
Множество указанных проблем можно решить как до этапа поставки абонентского оборудования ШПД для использования в сети оператора, так и после поставки. На основании имеющегося положительного практического опыта проведения интеграционного тестирования и разработанного методического аппарата по оценке влияния абонентского оборудования на качество предоставления услуг Triple Play ЛО ЦНИИС предлагает операторам связи проведение верификации абонентского оборудования ШПД.

Верификация абонентского оборудования позволит оператору:

  • избежать поставки и использования в сетевой инфраструктуре нового абонентского оборудования не соответствующего предъявляемым требованиям и не учитывающего специфику реализации сервисной модели оказания услуг Triple Play;
  • оптимизировать процесс поиска сетевого сегмента вызывающего деградацию качества предоставления услуг за счет выявления проблем с существующим абонентским оборудованием в части сетевого функционирования и качества реализации алгоритмов кодирования речи (исключить влияние на уровне абонентского оборудования);
  • избавить специалистов службы технической эксплуатации от работ по проведению повторного тестирования абонентского оборудования после проведения производителем очередной модернизации встроенного программного обеспечения (firmware)

Проведение верификации абонентского оборудования позволяет производителям:

  • выявить критичные особенности функционирования оборудования применительно к условиям конкретного проекта и степень совместимости с оборудованием сети оператора на различных уровнях;
  • определить приоритетные направления доработки аппаратно-программной архитектуры устройств с целью адаптации под сервисную модель предоставления услуг;
  • оценить качество реализации блоков обработки и кодирования речи и видео.

Верификация абонентского оборудования направлена на либерализацию рынка абонентских устройств с целью расширения перечня оборудования и предоставления абоненту возможности полноценного выбора.

 

Ознакомительные материалы:
1. Верификация многофункционального абонентского шлюза для использования в инфраструктуре NGN оператора фиксированной связи для доступа к услугам Triple Play:

2. Верификация SIP-терминалов для использования в сетевой инфраструктуре NGN оператора фиксированной связи:

 

Ленинградское отделение
центрального научно-исследовательского института связи

© ЛО ЦНИИС - 2012 / Россия, 196128, С-Петербург, Варшавская, 11, телефон (812) 369-38-67