Яндекс.Метрика
Новости
10 Ноября 2017

У ФСБ возникли трудности с мониторингом интернет-трафика из-за сбоев в работе СОРМ по вине операторов

Федеральная служба безопасности (ФСБ) испытывает сложности с использованием так называемой системы СОРМ, предназначенной для сбора информации на сетях. Об этом свидетельствуют результаты расследования, проведенного РБК.

По закону все работающие в РФ операторы связи должны устанавливать на своих сетях оборудование СОРМ, которое позволяет прослушивать телефонные звонки, отслеживать интернет-трафик пользователей, а также хранить его в течение 12 часов. Последнее поколение СОРМ (СОРМ-3), внедрение которого началось в 2014 году, также позволяет хранить метаданные о звонках и переданных сообщениях и получать сведения об абонентах из внутренних систем оператора.

Установка СОРМ на сетях осуществляется компаниями за собственный счет по индивидуальному плану, утвержденному местным управлением ФСБ. Операторы только подключают оборудование СОРМ к своей сети, но не могут контролировать обращения спецслужб к данным о пользователях.

Как следует из анализа судебной практики за 2016-2017 годы, Роскомнадзор на основании обращений ФСБ возбудил 451 дело об административных нарушениях в связи с проблемами в работе различных видов СОРМ или затягиванием операторами сроков внедрения и модернизации комплексов таких систем. Нарушения были обнаружены у 219 юридических лиц и нескольких индивидуальных предпринимателей. В итоге в 86% дел операторы были признаны виновными в нарушениях при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности - 196 дел закончились для операторов штрафами в размере 30 тысяч рублей, а еще 192 дела - вынесением предупреждения.

Лидером по числу нарушений, связанных с работой СОРМ, стал "ВымпелКом" - в отношении компании в разных регионах было заведено в общей сложности 29 административных дел, и 25 из них закончились для оператора штрафом, а еще три - вынесением предупреждения. На втором месте по этому показателю оказалась компания МТС, против которой было заведено 13 административных дел (12 штрафов и одно предупреждение).

По словам, исполнительного директора Общества защиты интернета Михаила Климарева, на самом деле операторы допускают гораздо больше нарушений, но далеко не все они доходят до суда.

"СОРМ-1 начали внедрять давно, и она в большинстве случаев действительно работает. А вот контроль за интернетом, то есть СОРМ-2, по моим данным, работает с нарушениями или вообще не работает примерно у 70% операторов. Я знаю одного оператора, который лет шесть оттягивает внедрение СОРМ с помощью бюрократических проволочек", - сказал Климарев.

Как отметили в пресс-службе Роскомнадзора, в последние годы вопросам обеспечения технических возможностей для проведения оперативно-разыскных мероприятий на сетях стали уделять больше внимания из-за серьезного возрастания попыток использовать интернет в противоправных целях.

"Большинство операторов связи, несмотря на определенные сложности, с пониманием относятся к этому, хотя и вынуждены нести дополнительные финансовые затраты на приобретение и установку соответствующего оборудования. В то же время есть операторы связи, которые не понимают или не хотят понять важность внедрения на своих сетях связи технических средств СОРМ и всяческими путями пытаются увильнуть от выполнения требований законодательства", - заявили в ведомстве.

В свою очередь, директор по стратегическим проектам Института исследования интернета Ирина Левова отметила, что система СОРМ, очевидно, работает "с особенностями".

"Основная проблема заключается в том, что все задачи государства по обеспечению безопасности переложены у нас на участников рынка с довольно туманными и несвоевременно предоставляемыми техническими заданиями. В 1990-х годах планировалось, что эти задачи ФСБ будет решать за счет средств из государственного бюджета, а решение по установке СОРМ силами операторов временное, сроком на год. Но, к сожалению, у нас в стране нет ничего более постоянного, чем временное", - сказала Левова.

Согласно подсчетам Левовой, сейчас ежегодные расходы операторов на СОРМ составляют примерно 10 млрд рублей, а с 1 июля 2018 года, когда в силу вступит так называемый закон Яровой, обязывающий хранить звонки и трафик полгода, затраты отрасли значительно вырастут.

По словам собеседника РБК, затягивание фактического внедрения СОРМ обходится оператору дешевле, чем незамедлительное внедрение, поскольку штрафы в размере 30-40 тысяч рублей оказываются меньше, чем проценты по кредитам, которые необходимо взять для покупки дорогостоящего оборудования и последующей эксплуатации.

Внедрению СОРМ мешают не только финансовые, но и технические проблемы. Как сообщил Климарев, иногда построенные ранее сети просто физически не совместимы с оборудованием, которое "хотели бы использовать" компетентные органы, и для его внедрения необходимы существенные изменения архитектуры операторской сети.

"Насколько критична сложившаяся ситуация, показывает история с волной телефонного терроризма", - отметил Климарев, имея в виду шквал анонимных звонков о минировании различных объектов по всей России, начавшийся в конце сентября. У спецслужб возникли сложности с обнаружением телефонных террористов, которые глава ФСБ Александр Бортников объяснял тем, что преступники использовали IP-телефонию. Однако, по мнению Климарева, СОРМ-2 позволяет вычислить номер звонящего.

Источник: Телеком в России

Ленинградское отделение
центрального научно-исследовательского института связи

© ЛО ЦНИИС - 2012 / Россия, 196128, С-Петербург, Варшавская, 11, телефон (812) 369-38-67